ИТОГОВЫЙ ОТЧЕТ
Управления образования, по делам молодежи, по физической культуре и спорту Администрации Железногорского района Курской области
о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования
за 2014 год
1.Вводная часть
Анализ состояния и перспектив развития системы образования проводился на территории Железногорского района, гдерасположен орган управления образования, и муниципальные образовательные учреждения, на основании анализа данных статистических отчетов, показателей мониторинга состояния системы образования в Железногорском районе Курской области в соответствии с разделами и подразделами показателей мониторинга системы образования, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.01.2014 № 14, на основании результатов опроса родителей и других участников образовательного процесса.
Железногорский район был основан 12 января 1965 года.
В сегодняшних границах Железногорский район образован 8 февраля 1991 года в соответствии с решением Курского областного совета народных депутатов. Железногорский район Курской области – это 18 муниципальных образований: 17 сельских и одно – поселок городского типа (п. Магнитный).
Общая площадь территории Железногорского района Курской области 991 кв.км без города Железногорска. Административный центр – г. Железногорск.
Численность населения по данным 2014 года составляет 16800 человек, в том числе число жителей, проживающих в поселке городского типа (п. Магнитный) составляет 1845 человек. Средний возраст населения Железногорского района Курской области 45,4 года. Процент работающего населения составляет 24, 6 .
Численность населения с учетом естественного прироста и миграции населения увеличивается. Резких изменений в возрастной структуре населения района не наблюдается:
-до 18 лет - 13,6 процентов населения;
- трудоспособном возрасте – 59,4 процентов;
- в пенсионном возрасте – 27 процентов
Как структурная единица – это сельскохозяйственный район. Основу хозяйственного комплекса Железногорского района составляет агропромышленный комплекс.
На территории Железногорского района находятся такие большие сельскохозяйственные предприятия, как ООО «Агропромкомплектация» по производству мяса свинины , ОАО «Красная поляна +» по производству мяса птицы, ООО «Агрофирма «Горняк», закрытые акционерные общества.
Ежегодно в Железногорском районе Курской области улучшаются социально-бытовые условия населения. Уровень газификации населенных пунктов 71% на 01 января 2015 года.
Система образования Железногорского района Курской области представлена 21 образовательной организацией: общеобразовательные организации – 14, дошкольные образовательные организации – 6, учреждение дополнительного образования детей -1.
86 процентов общеобразовательных школ и 100 процентов дошкольных образовательных учреждений расположены в типовых зданиях. Ветхих и аварийных зданий нет.
В рамках модернизации системы общего и дошкольного образования ежегодно проводится капитальный ремонт учреждений общего и дошкольного образования. Сокращается очередность на зачисление детей в детские сады.
За последние 5 лет (2010-2014 г.г.) количество обучающихся уменьшилось на 13 процентов, а численность детей в дошкольных образовательных учреждениях увеличилось на 28 процентов.
Ежегодно в рамках модернизации системы общего образования укрепляется и совершенствуется материально-техническая и спортивная база учреждений образования. Пополняется компьютерная база общеобразовательных учреждений.
Все общеобразовательные организации реализуют основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, успешно внедряют в практику федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования. В МКОУ «Курбакинская средняя общеобразовательная школа» апробируются государственные образовательные стандарты основного общего образования.
Все школы Железногорского района Курской области отдают предпочтение универсальному обучению. В выборе школьного компонента приоритетными остаются такие дисциплины, как русский язык, математика, физика, химия, биология, информатики и ИКТ, ОБЖ.
Выполняя мероприятия «дорожной карты» повышается заработная плата педагогических работников общеобразовательных учреждений, учреждений дошкольного и дополнительного образования.
2. Анализ состояния и перспектив развития системы образования
Система образования в Железногорском районе Курской области неразрывно связана с социально-экономическим развитием района.
Главная стратегическая цель в сфере образования Железногорского района Курской области – это обеспечение доступности качественного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и дополнительного образования детей, отвечающего современным потребностям социума, каждого гражданина и соответствующего стратегическим целям государственной политики в сфере образования, сформулированным в проекте современной модели образования на период до 2020 года и национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».
В Железногорском районе Курской области определены приоритетные стратегические направления развития муниципальной системы образования:
-оптимизация системы общего образования;
-совершенствование системы дошкольного образования; ликвидация очередности зачисления детей в дошкольные образовательные учреждения;
-совершенствование качества образования, развитие его доступности и эффективности, овладение выпускниками образовательных учреждений ключевыми знаниями, умениями, необходимыми для продолжения самообразования и обеспечения конкурентноспособности на рынке труда;
-гражданское становление молодежи, формирование ее ценностных ориентаций, мотивация к здоровому образу жизни;
-развитие и обновление материально-технической и учебно-материальной базы образовательных учреждений на условиях совершенствования механизмов финансирования образования и в рамках реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования; повышения эффективности использования бюджетных средств, увеличения объемов, привлеченных в систему образования внебюджетных средств;
-обеспечение конкурентноспособности, функциональной грамотности и социальной ориентации выпускников учреждений общего образования;
-обеспечение участия общественных институтов в управлении образованием;
-создание условий для повышения качества образовательных услуг, предоставляемых учреждениями дополнительного образования детей;
-обеспечение комплексной безопасности обучающихся и воспитанников в образовательных учреждениях.
В районе реализуются федеральные, региональные и муниципальные программы, способствующие укреплению материально-технической и учебно-материальной базы учреждений образования, внедрению новых организационных моделей, образовательных технологий и программ. Основополагающая роль в решении ключевых вопросов принадлежит комплексу мер по модернизации системы общего образования в Железногорском районе Курской области.
На отчетный период в Железногорском районе функционирует 14 общеобразовательных учреждений, из которых одно общеобразовательное учреждение расположено в поселке городского типа, остальные общеобразовательные учреждения расположены в сельских населенных пунктах. Из 14-ти функционирующих учреждений образования – 10 школ - средние, 4 школы – основные. Вариативность образовательных программ в каждом общеобразовательном учреждении обеспечивается за счет введения элективных курсов и модулей.
Средняя наполняемость классов в школе городского поселения в 2013/2014 учебном году составила 12,0 учащихся при установленных нормативах 25 человек, в школах сельских поселений – 6,8 учащихся при нормативе 14 чел. На одного учителя приходится в среднем 5,42 ученика.
По сравнению с предыдущим годом повысились результаты единого государственного экзамена, что позволило всем выпускникам 11 классов получить аттестат о среднем общем образовании.
Общеобразовательные учреждения Железногорского района расположены на расстоянии 3 – 45 км от районного центра. Обеспечивая доступность образования, в Железногорском районе организован подвоз обучающихся из населенных пунктов, в которых в рамках оптимизации сети общеобразовательных учреждений ранее были ликвидированы общеобразовательные школы, к базовым школам и обратно. Подвозом охвачено 60 нуждающихся детей. Для этих целей имеется 3 школьных автобуса, оборудованных в соответствии с требованиями. Утверждено и согласовано с органами ГИБДД 5 школьных маршрутов.
В Железногорском районе проводится работа по программе «Доступная среда».
В общеобразовательных учреждениях обучаются 45 детей с ограниченными возможностями здоровья, которые обучаются в специальных (коррекционных) классах по адаптированным общеобразовательным программам. 18 детей с ограниченными возможностями здоровья обучаются в общеобразовательных классах.
В целях доступности образования и сохранения здоровья детей в общеобразовательных учреждениях организовано горячее питание детей. Горячее питание осуществляется на 45 рублей в месяц. Дети из малообеспеченных и многодетных семей получают льготы на питание. Охват горячим питанием составляет 83 процента учащихся.
Уделяется внимание реализации государственной политики в сфере дошкольного образования с учетом региональной специфики и запросов населения на образовательные услуги.Главной организационной формой дошкольного образования является детский сад. Система государственного дошкольного образования представлена разнообразными видами муниципальных детских садов, реализующих различные образовательные программы – основные и парциальные.
По состоянию на 01.09.2014 года в районе функционировало 6 казенных дошкольных образовательных учреждений, реализующих основные программы дошкольного образования ( 5 сельских и одно МКДОУ в поселке городского типа). По состоянию на 1 января 2015 года дошкольные образовательные 18,1ребенка.
Всего посещают детские сады 435детей, что составляет 72 % от общего числа детей сельских поселений, где имеются дошкольные образовательные организации. В 2014 году ликвидирована очередность на зачисление детей в возрасте от 3 до 7 лет в детские дошкольные организации. Вопрос исчерпан благодаря открытию дополнительных групп для детей в МКДОУ «Михайловский детский сад»и МКДОУ «Студенокский детский сад».
Увеличению доступности дошкольного образования способствуют такие мероприятия, как выделение субсидий на создание новых мест в системе дошкольного образования через капитальный ремонт, реконструкцию имеющихся дошкольных образовательных учреждений, строительство новых дошкольных образовательных учреждений.
Одним из приоритетных направлений деятельности дошкольных образовательных учреждений является охрана и укрепление здоровья, физическое воспитание детей.
В этой связи в дошкольных учреждениях происходит реформирование содержания образования за счет внедрения парциальных программ, которые обеспечивают преемственность и непрерывность образовательного процесса, развитие детей. Перед педагогами детского сада поставлена непростая задача – организовать образовательный процесс так, чтобы он соответствовал федеральным государственным образовательным стандартам в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и обеспечивал сохранение неповторимости дошкольного периода детства и подготовку детей к новой ступени образования. В этой связи в детских садах активно идет процесс обновления содержания дошкольного образования. Основополагающим ориентиром обновления явилась «Концепция дошкольного воспитания», выдвинувшая как главное направление государственной политики принципиально новый, личностно-ориентированный подход к ребенку, составляющий альтернативу традиционной учебно-дисциплинарной модели. Организация деятельности дошкольных образовательных учреждений по освоению новых программ становится все более эффективной, она обеспечивает поддержку индивидуальности ребенка и связанную с ней реализацию склонностей, интересов и потребностей, опираясь на индивидуальные особенности детей. В настоящее время педагоги города реализуют различные как комплексные, так и парциальные программы, рекомендованные МО РФ.
Образованием детей в дошкольных образовательных учреждениях занимаются 51 педагогический работник. Для выполнения задачи повышения качества дошкольного образования имеется определенный потенциал.
Педагоги ДОУ, медицинские работники, инструкторы физической культуры обеспечивают становление у детей ценностей здорового образа жизни, используя комплекс мер, который включает закаливание с использованием разных процедур: воздушные ванны, обширное умывание, ходьба по мокрым дорожкам, солнечные ванны; профилактические и оздоровительные мероприятия: дыхательная гимнастика, точечный массаж, фито- и физиотерапия, оздоровительный бег, релаксация и многое другое. Этому способствуют и созданные в ДОУ соответствующие условия. При этом оздоровительные процедуры выступают неотъемлемой частью не только процессов ухода и воспитания, но и самого содержания обучения. Так, наиболее прогрессивные педагоги создают условия для развития у детей элементарных представлений об устройстве организма человека и бережном к нему отношении, помогая каждому ребенку понять, что каждый человек сам, начиная с раннего детства, может заботиться о своем здоровье; способствуют становлению у детей ценностей здорового образа жизни.
Управлением образования предпринят ряд мер по активизации этого аспекта деятельности дошкольных учреждений, привлечению внимания педагогов и родителей к проблемам развития, воспитания и обучения детей с особыми нуждами.
Важнейшим направлением деятельности дошкольных образовательных учреждений в перспективе их деятельности является поиск новых форм и содержания сотрудничества детского сада с семьей, которые должны существенно отличаться от устаревших командно-назидательных, да к тому же скучных и весьма поверхностных контактов воспитателя с родителями.В перспективе развития дошкольного образованияпредполагается модель создания «условных», или «плавающих», групп кратковременного пребывания на базе «детский сад». Группа кратковременного пребывания будет формироваться из детей разного возраста, посещающих только занятия и (или) принимающих участие в утренних прогулках. Группа будет являться условной структурой, так как все зачисленные в нее дети будут расходиться на занятия в другие группы, функционирующие в режиме обычной работы детского сада, - по два-три человека сверх списочного состава.
В октябре-ноябре 2014 года в Железногорском районе Курской области было проведено социологическое обследование семей дошкольников и персонала дошкольных образовательных учреждений по проблематике удовлетворенности системой дошкольного образования. Обследование выявило жизненные ценности и профессиональные ориентации воспитателей детских садов, стратегии воспитания и удовлетворенности родителей системой дошкольного воспитания. Удовлетворенность населения дошкольным воспитанием составляет 95 %.
3.Выводы и заключения:
О социальной востребованности дошкольного образования свидетельствует наличие очередности на устройство детей в детские сады. А с имеющимся сегодня ростом рождаемости эта проблема усугубляется. Рост очередности на устройство детей в детские сады и недостаточная ёмкость действующей сети дошкольных учреждений становятся главной проблемой в реализации конституционного права граждан на получение общедоступного дошкольного образования.
Обеспеченность населения, имеющего детей дошкольного возраста, местами в детских садах, является одним из показателей, характеризующих состояние системы дошкольного образования.
Проблема общедоступности дошкольного образования решается также сегодня за счет открытия дополнительных групп в уже действующих ДОУ: МКДОУ «Михайловский детский сад», МКДОУ «Студенокский детский сад»
В Железногорском районе утверждена и действует муниципальная программа развития образования. Использование программно-целевого подхода будет способствовать решению проблемы сохранения и развития сети образовательных учреждений, удовлетворению спроса на дошкольные услуги с учетом роста рождаемости.
Таким образом, основной задачей всех заинтересованных структур Железногорского района Курской области является создание системы, оптимально отвечающей интересам ребенка и семьи, обеспечивающей наибольший охват детей качественным дошкольным образованием.
В части перспективного развития системы общего образования предусматриваются следующие меры:
- создание благоприятных условий для пребывания детей в муниципальных казенных общеобразовательных учреждениях и обеспечение выполнения муниципальных услуг;
-выполнение предписаний надзорных органов, исходя из установленных контролирующими организациями сроков;
-работа по созданию в учреждениях общего образования органов самоуправления, реализующих государственно-общественный характер управления.
-реализация программы «Доступная среда» и внедрение в деятельность общеобразовательных учреждений инклюзивного образования;
-совершенствование материально-технической базы общеобразовательных учреждений;
-дальнейшая оптимизация сети общеобразовательных учреждений с целью повышения качества образования.
-
|